Сдать кровь, чтобы спасти жизнь. Названы основные мотивы участия в донорстве крови.

Семья, здоровье, личная безопасность и безопасность родных — вот три основных приоритета в системе моральных ценностей респондентов в ходе социологического исследования «Культурный код донора», первые итоги которого на XIV Всероссийском форуме службы крови представила Елена Стефанюк, директор Национального фонда развития здравоохранения, заместитель председателя Координационного совета по донорству крови при ОПРФ: 64, 63 и 34 процента соответственно. Наименьшими ценностями из шести предложенных респондентам для выбора стали самореализация (21%), помощь другим людям (25%) и материальный достаток (28%).

Группы опрошенных были разделены по принадлежности к институту донорства крови и ее компонентов — специалисты службы крови, волонтеры, организаторы донорского движения и обычные граждане, а также по донорскому статусу — регулярные, нерегулярные доноры; те, кто имеет временный отвод от донорства по медицинским показаниям, и те, кто вообще не сдает кровь и (или) ее компоненты (недоноры).

По ответам респондентов, среди регулярных доноров большинство — женщины (57%) в возрасте 35-44 лет (35%), недоноров — женщины (85%) 18-24 лет (39%). Среди нерегулярных доноров женщины также составляют большинство, причем со значительным перевесом — 79%, их основной возраст — от 18 до 44 лет (18-24 года — 27%, 25-34 года — 25%, 35-44 года — 28%).

Если говорить об оценке ситуации в сфере донорства респондентами, то почти половина из них считает, что ситуация улучшается. Данные в целом соотносятся с опросом 2020 года. Доноры чуть более позитивно оценивают ситуацию в сфере донорства крови в стране за тестируемый период. Доля тех респондентов, которые считают, что ситуация улучшается, возросла на 7% (в 2020 году — 42%, 2022-м — 49%).

— С помощью исследования мы оценили проблемы развития донорства крови
и ее компонентов, провели анализ социокультурного портрета донора и участника донорского движения, а также по ряду аспектов сравнили динамику развития донорства с аналогичными показателями в наших опросах 2020 и 2021 годов, — рассказывает Елена Стефанюк. — При исследовании категории «недоноры» результаты исследования в 2022 году показали отрицательную динамику в отношении возможности стать донором: доля тех, кто хотел бы им быть, снизилось на 11 процентных пунктов. Ситуация несколько настораживает, требует более глубокого изучения. Но уже сейчас можно утверждать, что работу по привлечению первичных доноров, работу, направленную на воспитание культуры донорства у детей и молодежи необходимо продолжать.

В ходе исследования рассмотрены базовые и инструментальные ценностные векторы, различные аспекты мотивации, определены лидеры мнений для выбранных целевых групп, предпочтения по содержанию мероприятий социального проекта «#Донорство крови России: культурный код».

Так, например, ответы участников интернет-опроса играли роль при формировании концепции интеграции тематики Года культурного наследия народов России в развитие донорства. Среди видов памятников, культурных, исторических объектов и достопримечательностей в своем населенном пункте для респондентов представляют наибольший интерес природные памятники (48% опрошенных), культурные учреждения (34%) и архитектурные памятники (27%). Именно такие площадки планируется привлекать для проведения всероссийской акции #КультураДонорству, инициированной для проведения в 2022 году Национальным фондом развития здравоохранения при поддержке Федерального медико-биологического агентства и Минкультуры России.

Особенно актуальным для развития донорства в 2022 году в связи с изменением законодательства в сфере донорства костного мозга и роли службы крови в развитии донорства гемопоэтических стволовых клеток стал блок ответов респондентов об их готовности стать донором костного мозга, информированности о таком типе донорства и анализ динамики данных по сравнению с 2021 годом. Количество опрошенных, которые хорошо знают о том, как можно стать донором костного мозга, увеличилось на 9%; на 7% увеличилось количество респондентов, знающих о том, как используется костный мозг; на 8% — знающих о процедуре забора костного мозга.

Исследование проведено НФРЗ совместно с ВЦИОМ при поддержке Федерального медико-биологического агентства и Фонда президентских грантов в рамках социального проекта «#Донорство крови России: культурный код». В интернет-опросе исследования весной 2022 года приняли участие порядка девяти тысяч человек (при запланированных пяти тысячах) из 83 регионов России.

Аналитическая работа в рамках социологического исследования продолжается: подготавливаются территориальные срезы по результатам интернет-опроса в наиболее активных регионах — участниках интернет-исследования, это Санкт-Петербург, Новосибирская область, Красноярский край, Кабардино-Балкарская Республика, Курская область, Москва, Хабаровский край, Свердловская область. Также в течение 2022 года итоги исследования будут представлены на коммуникационных площадках и ключевых мероприятиях в сфере донорства крови и ее компонентов, донорства костного мозга, в сфере добровольчества и работы гражданского сектора.

Как и другие обобщенные результаты социологических исследований (2021 и 2020 года), итоговые материалы социсследования «Культурный код донора» будут опубликованы в виде книжного издания на площадках интеллектуальной издательской системы Rideró, «ЛитРес: Самиздат» и информационных площадках НФРЗ и службы крови.

Презентация Елены Стефанюк, директора НФРЗ, заместителя председателя Координационного совета по донорству крови при ОПРФ «Донорство крови в России: долгосрочные тенденции, изменения и запросы участников института донорства»: скачать на Яндекс. Диске