О задачах развития донорства костного мозга, старте информационной кампании «Узнай про донорство костного мозга» и Всероссийской акции в ее поддержку рассказали участники коммуникационной площадки «От донорства крови к донорству костного мозга. Участие учреждений службы крови в развитии донорства костного мозга: задачи и решения», которая состоялась 27 января в Общественной палате РФ.
К участникам встречи обратился Николай Дайхес, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, председатель Координационного совета по донорству крови при ОП РФ. Он подчеркнул, что жизнь диктует новые вызовы, ставит новые задачи, именно поэтому Координационный совет по донорству крови активно включился в работу по повышению информированности о донорстве костного мозга.
«Это важнейший момент в развитии донорства костного мозга, которое для многих является новым направлением, в том числе для тех доноров, с которыми мы привыкли работать постоянно, — это самоотверженные люди, которые действительно дарят часть себя, чтобы помочь ближнему», — сказал Николай Дайхес.
Он также заверил, что ОП РФ остается надежным партнером в этой работе.
Модератор мероприятия Елена Стефанюк, заместитель председателя Координационного совета по донорству крови при ОП РФ, директор Национального фонда развития здравоохранения, отметила, что некоммерческие, волонтерские организации уже включились в работу по пропаганде и продвижению темы донорства костного мозга.
Она рассказала, что сотрудники Службы крови, организаторы донорского движения, волонтеры и сами доноры из 55 регионов приняли участие в опросе на тему развития в стране донорства костного мозга. 55 процентов опрошенных положительно оценили это развитие у себя в регионе. Что касается уровня информированности населения по вопросам донорства костного мозга, то положительно и удовлетворительно его оценили по 30 процентов респондентов, а 45 процентов опрошенных считают, что информирование практически отсутствует и население ничего не знает о донорстве костного мозга.
По мнению участников опроса, населению не хватает данных статистики, отражающих значимость донорства костного мозга, информации о безопасности процедуры, о сохранении здоровья после донации и о самой процедуре.
Респонденты также назвали возможные форматы мероприятий для развития донорства костного мозга. По их мнению, это могут быть прямые эфиры со специалистами, сессии «вопрос — ответ» от экспертов, общественные встречи, тиражирование опыта других регионов, донорские акции, просветительские мероприятия и различные информационные кампании.
Елена Стефанюк рассказала, что одна из таких информационных кампаний— «Узнать про донорство костного мозга» , организатором которой выступили Национальный фонд развития здравоохранения, ФМБА России, Координационный совет по донорству крови при ОПРФ — запускается уже в феврале и будет приуроченная к двум датам: Всемирному дню борьбы против рака (4 февраля) и Международному дню детей, больных раком (15 февраля). На популярных интернет площадках, таких как Яндекс, ВК, Авито, OZON, Irecommend, Peers.TV, ОККО, будет размещена социальная реклама про донорство костного мозга в течение всего месяца. При клике на соответствующие баннеры пользователь будет сразу попадать на сайт с достоверной информацией о донорстве костного мозга, а также сведениями о том, где можно сдать кровь на типирование. Каждый неравнодушный житель России сможет поддержать информационную кампанию присоединившись к Всероссийской акции в ее поддержку. О различных форматах участия в акции можно на https://km.dostovernozdrav.ru/action/
О возможностях социальной рекламы через интернет-ресурсы для сферы донорства костного мозга рассказала Юлия Ларионова, руководитель отдела отбора и экспертизы проектов социальной рекламы Института развития интернета (ИРИ). Она напомнила, что в 2021 году ИРИ совместно с Национальным фондом развития здравоохранения провел шесть федеральных кампаний: по теме донорства крови (347 миллионов показов, 220 тысячи переходов на сайт) и по донорству костного мозга (288 миллионов показов, 152 тысячи переходов на сайт). Показатели перехода на сайт достаточно хорошие, считает эксперт. В настоящее время запускается третья информационная кампания.
Юлия Ларионова привела примеры эффективной социальной рекламы и напомнила, что два раза в год проходит конкурс на бесплатное размещение соцрекламы в Интернете. Прием заявок весеннего конкурса начнется в апреле и продлится до конца мая. Принять участие в конкурсе могут все желающие.
Приоритетные задачи в сфере донорства костного мозга обозначила Ольга Розанова, заместитель начальника Управления медицинского обеспечения экстремальных работ и службы крови Федерального медико-биологического агентства. Она напомнила, что в 2022 году был создан Федеральный регистр донорства костного мозга, в который уже экспонированы данные всех государственных локальных регистров, ранее существовавших на территории РФ, и завершается процесс переноса данных из регистров, принадлежащих НКО. В настоящее время стоит задача по его доработке, наполнению и интеграции с существующими информационными системами до 2025 года.
«Таким образом будет сформирована самая большая федеральная база потенциальных доноров. Одной из приоритетных задач является наполнение и привлечение все большего количества потенциальных доноров», — подчеркнула Ольга Розанова.
О возможности вступления в Федеральный регистр доноров костного мозга и перспективах его расширения рассказала Мария Логинова, заведующая научно-исследовательской лаборатории прикладной иммуногенетики Кировского НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России. Она отметила особую роль сотрудников рекрутинговых центов, к обязанностям которых, помимо взятия, маркировки, регистрации, временного хранения биологических образцов, внесения информации в Федеральный регистр и т.д., относится и информирование граждан, изъявивших намерение стать донором костного мозга.
Участники встречи особо подчеркнули, что что вступление в Федеральный регистр доноров костного мозга должно быть осознанным, то есть потенциальный донор должен быть хорошо мотивирован, а для этого необходимо развивать информирование населения о значимости донорства костного мозга. Была отмечена роль некоммерческих организаций — организаторов донорского движения в развитии донорства костного мозга и наполнения базы данных Федерального регистра доноров костного мозга. Эксперты также поддержали инициативу создания альбома лучших практик по привлечению населения к донорству костного мозга.